Время тяжелого выбора «легковушки»

Время тяжелого выбора «легковушки»Вступив в Таможенный союз, останутся ли белорусы лидерами СНГ по обеспеченности личными автомобилями?

По уровню обеспеченности легковушками жители Беларуси, по оценкам экспертов, на 15 процентов превосходят россиян, а казахстанцев и украинцев – более чем на 40. Однако в дальнейшем, как прогнозируют аналитики, темпы автомобилизации населения страны могут резко упасть. Одна из основных причин – унификация в рамках Таможенного союза пошлин на ввоз импортных автомобилей.

За последние десять лет число автомобилей в белорусских семьях выросло почти в два раза. В Беларусь хлынул поток зарубежных авто, в первую очередь подержанных. Рост уровня доходов населения в их долларовом эквиваленте, а также бурное развитие кредитования и сравнительно низкие таможенные пошлины только способствовали этому. В итоге на 10-миллионную Беларусь к началу 2011 года приходилось свыше 2,5 миллиона личных легковушек.
Но после вступления в Таможенный союз ситуация резко изменилась. С января минувшего года до уровня российских выросли таможенные пошлины для юридических лиц. А с июля и физическим лицам пришлось платить за растаможку в среднем в четыре раза больше, чем прежде. Например, за автомобиль «возрастом» старше 10 лет раньше приходилось отдавать по 0,75–2 евро за кубический сантиметр двигателя, а после 1 июля – от 3 до 5,7 евро. В итоге объем продаж в автосалонах резко упал, а население почти полностью отказалось от ввоза в страну легковушек. По данным Государственного таможенного комитета Беларуси, в целом за минувший год в страну ввезли около 280 тысяч легковых автомобилей. При этом на долю автосалонов и других юридических лиц пришлось менее 30 тысяч машин. Показательно, что после повышения пошлин для физических лиц в Беларуси до уровня российских спрос упал примерно в 60 раз: если до введения новых пошлин за полгода белорусы ввезли 250 тысяч легковых автомобилей, то за шесть месяцев после 1 июля 2011 года – всего лишь 4 тысячи.

С 1 января нынешнего года импортные автомобили в Беларуси подорожали еще раз. Перестала действовать льгота для автодилеров, которые имели преференции при уплате 20-процентного НДС при импорте авто из-за пределов Таможенного союза. То есть если раньше белорусские дилеры платили налог только с разницы между стоимостью покупки и продажи машины, то сейчас будут платить по полной стоимости. Так как это делается в России. Цель соответствующего указа Президента Беларуси, который вступил в силу с 24 января, – сделать равными условия налогообложения легковых автомобилей на едином рынке Таможенного союза.

Стоит заметить, что введение в Беларуси новых таможенных пошлин стало непопулярной, но необходимой мерой. Ведь если Беларусь, Россия и Казахстан будут торговать с внешним окружением на разных условиях, то и желаемого от ТС эффекта вряд ли удастся достигнуть. Понятно, что при любой унификации есть плюсы и минусы. В Беларуси собственного производства легковушек почти нет. Отсюда сложившаяся ситуация.

Впрочем, повышение пошлин на импортные легковушки нельзя считать для Беларуси однозначным минусом. Единый рынок трех стран создает предпосылки для организации в стране собственного сборочного автомобильного производства. На протяжении нескольких лет под Минском совместно с иранцами собирают автомобили марки «Саманд», которые очень похожи на французские автомобили 80-х годов минувшего века.

Кроме того, Беларусь давно ведет переговоры с китайскими автопроизводителями. Однако те не спешили открывать сборочное производство, так как их смущали сравнительно небольшая емкость внутреннего авторынка и относительная прозрачность для внешних поставок. Даже в лучшие годы в Беларуси продавали не более 20 тысяч новых авто, а для успешности сборочного проекта нужно выпускать и продавать в год не менее 10 тысяч. Сейчас же, когда за счет союза трех стран масштабы рынка выросли в несколько раз, а внешний приток ограничен, аргументов в пользу открытия совместного сборочного производства легковых автомобилей куда больше.

– На мой взгляд, сегодняшнему уровню доходов нашего населения соответствуют автомобили стоимостью до 10 тысяч долларов, – считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода. – В городе скорее нужны не внедорожники, а микроавтомобили, автомобили малого класса, оборудованные автоматической коробкой передач, у которых минимальный расход топлива и которые удобно парковать. Если же говорить о внедорожниках, то цена среднеразмерного внедорожника, собранного в Беларуси, могла бы быть до 20 тысяч долларов. Кстати, именно такие цены готовы предложить китайские автопроизводители.

Китайский автомобиль, по мнению бизнесмена, мог бы подойти для сборки в Беларуси. По качеству он уже достиг приемлемого уровня, а по цене еще остается доступным.
– Еще лет пять назад белорусы покупали машины, выпущенные в развитых странах, – напоминает Сергей Варивода. – Но в последнее время на рынок хлынули автомобили, собираемые в Узбекистане, Украине. Неужели у нас меньше отраслевого опыта, знаний? Зачем отдавать рынок текущей емкостью около 2 миллиардов долларов в год чужим товаропроизводителям?

И, похоже, китайский бизнес действительно оживился. По крайней мере, первый заместитель Премьер-министра Беларуси Владимир Семашко сообщил, что переговоры с представителями китайского автопрома успешно продвигаются.

Достиг ли уровень автомобилизации белорусского населения какого-то предела – вопрос дискуссионный. Если брать во внимание подскочившие пошлины и падение в прошлом году уровня доходов населения и лидерство по автомобилизации на просторах СНГ – возможно, да. Но в России, например, действующие высокие пошлины на легковые авто не отбили у граждан желание покупать иномарки. Только за десять месяцев минувшего года в страну поставили более 800 тысяч легковых машин, что примерно в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2010-го. Так что вопрос не в ценах, а в доходах населения.


ng.by




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Последние новости

14 апреля в Беларуси произошло очередное подорожание автомобильного топлива. С сегодняшнего дня на АЗС страны все виды топлива стали дороже на 1 копейку.

На этой неделе по-прежнему будет преобладать антициклональный характер погоды, так что будет преимущественно без осадков, лишь в начале и в конце недели под влиянием малоактивных атмосферных фронтов ...

Тарифы на электроэнергию после запуска Белорусской АЭС будут зависеть в том числе от договоренностей по цене на газ, роста тарифов для реального сектора не ожидается. Об этом сообщил журналистам ...