«Минные поля» для белорусских автомобилистов

«Минные поля» для белорусских автомобилистовВо что превращается возможность «купить подешевле» на отечественных авторынках.

Мошенники превратили популярные авторынки Беларуси в «минные поля» для автолюбителей: те купились на новые иномарки из России, продававшиеся по бросовым ценам. Как оказалось, большинство из автомобилей были незаконно пригнаны в Беларусь из России по мошеннической схеме, пишет myfin.by.

До последнего времени большинство покупателей таких машин не подозревало, что это купленные в кредит авто, находящиеся в залоге у российских банков. Теперь же залоговые машины начнут изыматься по суду в пользу банков, а их горе-владельцы рискуют остаться и без денег, и без авто.

Отхватить «падзяшэўле»

Еще совсем недавно рынок подержанных авто переживал бум в Беларуси. После девальвации рубля в 2014-2015 годах в страну из России хлынул поток подешевевших из-за курсовой разницы автомобилей, а на авторынках закипела активная жизнь – почти как на восточном базаре. Новые внезапно подешевевшие авто раскупались как горячие пирожки, потому что никто не знал, сколько продлится этот ценовой рай.

В момент, когда рубль стал снова расти, для многих возможность купить «падзяшэўле» превратилась в навязчивую идею, ради исполнения которой люди были готовы ехать в Россию или бегать от одного рынка к другому. В какой-то момент ситуация с ценами на новые и б/у авто в Беларуси нормализовалась, но сама традиция покупать авто быстро на авторынках в общественном сознании закрепилась прочно.

Счастье снова привалило

Полусонное состояние белорусского автомобильного рынка так бы и оставалось на одном уровне, если бы в какой-то момент на популярных авторынках вновь не стали появляться машины по супер привлекательным ценам. Покупатели стали обнаруживать на авторынках типа «Малиновки» новехонькие автомобили европейских и корейских марок по ценам на 20-30% дешевле, чем в среднем по стране. Неприметные продавцы виновато улыбались и говорили, что «срочно нужны деньги» или «уезжаю завтра из страны, нужно быстрее продать», и даже изощрялись до того, что говорили, что «умирает любимая бабушка, срочно нужны деньги на операцию».

По документам все было в порядке: машина поставлена на учет в ГАИ, в ПТС – один владелец, техпаспорт и сама машина – в идеальном состоянии. То, что новая машина совсем недавно въехала из России и немедленно встала на продажу на авторынке по цене на 30% дешевле остальных, никого из покупателей особенно не смутила – последнее время почти все машины со «сладкими» ценами поступали к нам в республику именно из РФ. То, что у таких сладких цен будет совсем не сладкое послевкусие не догадывался никто.

В залоге у банков

В ноябре 2017 года на автомобильном сайте abw.by публикуется статья под заголовком «Как на рынке в Малиновке оказались залоговые автомобили из России по низким ценам?». В ней впервые сообщается о том, что на белорусских авторынках давно и прочно обосновались мошенники, которые продают наивным белорусам дешевые автомобили, незаконно ввезенные в Беларусь и поставленные на учет в ГАИ, в то время как в России на них были оформлены автокредиты, а сами машины попали в залог у коммерческих банков.

Статья получила эффект разорвавшейся бомбы, потому что в редакцию портала стали обращаться незадачливые покупатели таких машин. Быстрое разрастание базы оказавшихся в беде автовладельцев стало возможно потому, что каждый покупатель смог самостоятельно проверить свой автомобиль на нахождение в залоге у российского банка через электронную базу нотариального реестра залогов РФ (www.reestr-zalogov.ru). С каждым днем пострадавших становилось все больше, их истории были однотипными: приглянулась хорошенькая машина по хорошей цене, продавец сказал, что все документы в порядке – машина новенькая, только что с автовоза.

В течение следующих месяцев тема получила в Беларуси огромный резонанс и привела к тому, что российские банки обратили внимание на ситуацию и даже предложили белорусам за ощутимое вознаграждение сообщать им VIN-номера машин, которые находятся у них в залоге и продаются на авторынках.

Для большинства эта история стала настоящим шоком: как так получилось, что по всем документам в Беларуси машина «белая», а ее все равно хотят изъять и уже изымают на основании нахождения в залоге у банка иностранного государства?

Союзное право

На самом деле эта ситуация кроме старой истины о том, что «скупой платит дважды», возвращает нас в еще одну реальность, а именно – политическую. Дело в том, что мы стали забывать о том, что мы все-таки являемся частью Союзного государства России и Беларуси, входим Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство. И то, что мы не имеем границ с Россией это не просто потому, что нам так удобнее, но и потому, что у нас с Россией единое торговое, таможенное и экономическое пространство. И это откладывает на наши межгосударственные отношения совершенно реальные и осязаемые обязательства.

Одним из таких обязательств является участие нашей страны в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, или так называемой Кишиневской конвенции, которую вместе с нами подписала и Россия. «Так, согласно п.1 Конвенции, если в деле участвуют два ответчика из разных стран-участников, то спор рассматривается по месту нахождения любого из ответчиков по выбору истца. В соответствии с п.2 ст.41 Конвенции право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству стороны, на территории которой находится орган, осуществивший регистрацию транспортного средства. Решения учреждений юстиции по гражданским делам признаются и исполняются в силу п.1 ст.54 Конвенции» – писал тогда портал abw.by

Так что нахождение автомобиля в залоге у банка иностранного государства не является препятствием для изъятия его белорусским судом. И это нужно признать всем нам. А также нам нужно признать тот факт, что эта ситуация вряд ли случилась бы, если бы у нас не было открытых границ и экономического союза с Россией. Но он есть, и Союзное государство все еще есть, и Таможенный союз тоже есть, и конвенция о правовой помощи действует.

Но, несмотря на весь негатив по этой ситуации, в деле виден и луч света! По сообщениям российских СМИ 1 июля в рамках ЕАЭС вступает в силу закон о так называемом электронном ПТС, который предусматривает, что заемщик, оформляя машину в кредит в банке, не сможет получить в ГАИ «чистый» ПТС, а в нем уже будет стоять отметка банка о том, что автомобиль находится в залоге. Более того, эта информация будет доступна регистрирующим органам всех стран, входящих в ЕАЭС, в том числе и Беларуси. Таким образом, действовавшая до последнего времени мошенническая схема станет нежизнеспособной.


charter97.org




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Последние новости

В Беларуси усовершенствуют систему предоставления безналичных жилищных субсидий, сообщил в эфире телеканала "Беларусь 1" министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов.

Гомельской области подтопления зафиксированы в шести районах.

Республиканский опрос показал, что почти 90% белорусских семей считают себя счастливыми.